ФЭНДОМ

Hispaniola (Эспаньола)/Haiti (Гаити)

Hispaniola (Эспаньола)/Haiti (Гаити) – остров, второй по величине в Карибском море Больших Антильских островов в Вест-Индии. Площадь Гаити — около 76,48 тыс. км².

Природа

Берега сильно изрезанные, большей частью возвышенные (за исключением юго-восточных), окружённые рифами; на западе — большой залив Гонав с одноимённым островом. Рельеф горный (отсюда и название); с запада на восток протянулись четыре горных хребта, крупнейший из которых — Центральная Кордильера (Кордильера-Сентраль) с высшей точкой острова и всей Вест-Индии — горой Пик Дуарте (3087 м); он, как и следует из названия, занимает центральное положение и тянется от северо-западной части острова до южного побережья Доминиканской республики. В южной части острова, за низменностью долина Сибао, Центральным плато и впадиной Кюль-де-Сак, находятся хребты От, Сель, Сьерра-де-Бауроко, протянувшиеся вдоль южного берега острова, а также Сьерра-де-Нейба и Мато. На севере острова — хребты Северный (продолжение Центральной Кордильеры), Кордильера-Септентриональ (высшая точка 1249 м) и невысокая Кордильера-Орьенталь (наибольшая высота — 701 м). В юго-восточной части острова — обширная низменность. На острове нередки землетрясения. Реки полноводные, бурные, в основном имеют незначительную протяжённость, много озёр. Климат тропический пассатный; много осадков,  в августе-сентябре часты ураганы. Флора представлена вечнозелёными тропическими лесами. Фауна острова бедна млекопитающими (широко представлены лишь летучие мыши и грызуны); хищники отсутствуют. Разнообразны птицы и насекомые. Водятся ящерицы и крокодилы.

Население

Колумб заложил небольшое поселение Навидад (Рождество), однако, когда он вернулся в следующем 1493 году, поселенцы исчезли, по-видимому, были убиты. Он заявил права Испании на весь остров и оставил своего брата Бартоломео для основания нового поселения.

Вслед за прибытием европейцев туземное население Гаити начало быстро вымирать. Высокая смертность в колонии была обусловлена убийствами, принудительными работами и репрессиями, однако наибольший вклад, скорее всего, внесли занесённые из Старого Света болезни, к которым у аборигенов не было иммунитета. Однако, значительное число «Таино» уцелели и стали селиться в других местах.

Испанская заинтересованность в острове начала спадать в 1520-х после обнаружения более прибыльных золотых и серебряных месторождений в Мексике и Южной Америке. После этого население Эспаньолы росло медленно. В 1606 году испанский король, напуганный атаками пиратов, приказал всем колонистам переселиться ближе к столице владения — Санто-Доминго. Это решение привело к противоположным результатам — английские, голландские и французские пираты стали устраивать базы на оставленных северном и западном берегах острова.

Плантаторы начали выращивать табак, индиго, хлопок и какао на плодородных северных равнинах, что привело к ввозу рабов из Африки. Нередко происходили восстания рабов, и некоторые рабы уходили в горы, где смешивались с остатками таино, что привело к окончательному исчезновению чистокровных аборигенов.

Осенью 1790 года на острове произошло восстание, чему предшествовала Великая французская революция во Франции. Мулаты во главе с Жаком Венсаном Оже потребовали равноправия с белыми. Бунт был подавлен, его участники казнены, но Учредительное собрание приравняло негров и мулатов к белым.

История

В 1625 году на расположенном у северо-западного берега Гаити небольшом острове Тортуга обосновались французские буканьеры. Они жили за счет пиратства и охоты. Хотя испанцы несколько раз уничтожали их поселения, при первой же возможности буканьеры возвращались. Официальное поселение на Тортуге было основано в 1659 году по поручению французского короля Людовика XIV.

В 1664 году недавно основанная Французская Вест-Индская компания получила контроль над колонией, которая была ею названа Сан-Доминго, и Франция формально предъявила претензии на западную часть острова Гаити. В 1670 году французы основали первое постоянное поселение на самом острове — Кап-Франсуа (современный Кап-Аитьен). В 1697 году по Рисвикскому мирному договору Испания официально передала Франции западную треть острова. С этого времени буканьеры стали численно уступать плантаторам, которые начали выращивать табак, индиго, хлопок и какао на плодородных северных равнинах, что привело к ввозу рабов из Африки. Нередко происходили восстания рабов, и некоторые рабы уходили в горы, где смешивались с остатками таино, что привело к окончательному исчезновению чистокровных аборигенов.

До Семилетней войны (1756—1763) экономика Сан-Доминго постепенно росла. Сахар и, позднее, кофе стали важными экспортными культурами. После войны, во время которой морская торговля была нарушена, колония вступила в стадию бурного роста. В 1767 году было вывезено 72 млн фунтов сахара-сырца, 51 млн фунтов очищенного сахара, 1 млн фунтов индиго, 2 млн фунтов хлопка. Сан-Доминго стало «жемчужиной Антильских островов» — одной из богатейших колоний Французской империи XVIII века. К 1780-м Сан-Доминго производило около 40 % сахара и 60 % кофе, потребляемых в Европе — одна колония, по размеру примерно соответствующая Бельгии, производила больше сахара и кофе, чем вся Британская Вест-Индия.

В труде на плантациях были заняты около 790 тыс. африканских рабов (в 1783—1791 на Сан-Доминго приходилась примерно треть трансатлантической работорговли). Между 1764 и 1771 ежегодный ввоз рабов составлял 10—15 тыс., к 1786 около 28 тыс., а с 1787 года колония стала получать более 40 тыс. рабов в год. К 1789 году на 500 тыс. рабов приходилось только 32 тыс. господствующего белого населения. На протяжении всего периода существования колонии большинство рабов были рождены в Африке, так как жестокие условия существования препятствовали их естественному приросту. Поэтому влияние африканской культуры осталось сильным и к концу французского господства, в частности языческого культа вуду, образовавшегося в результате смешения католических ритуалов с верованиями и религиозными практиками Гвинеи, Конго и Дагомеи.

Тысячи рабов обретали свободу, спасаясь бегством в горы. Беглые рабы формировали общины маронов и нападали на изолированные плантации. Наиболее известным из них был Макандаль, однорукий раб родом из Гвинеи, бежавший в 1751 году. Он, бывший вудуистским унганом (священником), объединил множество банд маронов. Последующие 6 лет он провёл, совершая успешные рейды и ускользая от французов. Макандал убил, по общему мнению, более 6 тыс. человек, проповедуя фанатичную идею уничтожения белой цивилизации на Сан-Доминго. В 1758 году, после неудачной попытки отравления питьевой воды владельцев плантации, был схвачен и публично сожжён заживо в Кап-Аитьене.(особая личность)

По мере роста «цветного» населения французские правители вводили дискриминационные законы. Указы запрещали «цветным» владеть некоторыми профессиями, жениться на белых, носить европейскую одежду, публично носить шпаги и огнестрельное оружие. Однако эти предписания не ограничивали покупку земли, и многие «цветные» собирали крупные владения и становились рабовладельцами. К 1789 году им принадлежала треть площади плантаций и четверть рабов Сан-Доминго. Ключевую роль в подъёме класса мулатов-собственников сыграла растущая важность кофе, который буйно рос на малорентабельных участках на склонах холмов. Местом наибольшей концентрации «цветных» стал южный полуостров — последний заселённый регион колонии, вследствие удалённости его от морских путей и труднопреодолимой гористой местности.

Экономика

Сахарный тростник, кофе, хлопок, какао, табак, рис, бобовые, картофель, кукуруза, бананы.

Золото, медь. (слабо добываются).

Работорговля.

Города и порты

Испания:

Santo Domingo (Санто-Доминго) - Столица Испанской Вест-Индии

Puerta de Plata (Пуэрто Плата)

Франция:

Port-de-Paix (Пор-де-Пе) - Вывозная торговля кофе и синим деревом. Основан в 1660 г. как 1-я франц. колония. Жит. ок. 10000.

Yaguana / Leogane (Леоган) - После Аугсбурской лиги (1697 г.) был отдан Французам и переименован в Leogane (Леоган)

Port-au-Prince (Порт-о-Пренс)*

Jacmel (Жакмель)*